Медицинская модель/Социальная модель

Медицинская модель
Инвалиды - пассивные получатели медицинских услуг или услуг, связанных с организацией их жизнедеятельности

В рамках медицинской модели человек с ограниченными возможностями рассматривается как своего рода проблема. Нам необходимо измениться, для того чтобы полноценно жить в окружающем нас мире. Если это невозможно, то нас отправляют в специализированное учреждение, или нам приходится большую часть времени проводить у себя дома. В любом случае, удовлетворяются только самые базовые наши потребности. Основной акцент в работе с нами - на нашей зависимости. Такое отношение подкрепляется существующими стереотипами, которые диктуют жалость по отношению к нам, боязнь или желание покровительствовать. Главным образом внимание обращается на наши нарушения, а не на наши потребности. Считается, что медицинские работники способны изменить нас (поэтому так часто говорят о методах лечения, "возвращении к норме", научных разработках). Очень часто медики определяют за нас ход нашей жизни.

Люди других профессий, не обязательно относящихся к сфере инвалидности, оценивают нас с разными целями. На базе их оценок принимаются решения, где нам можно получить образование, на какой вид поддержки мы имеем право, на какой уровень образования мы вправе рассчитывать, где нам жить, можем ли мы работать, если можем, то какие типы работ мы можем выполнять и даже можно ли нам иметь детей. Точно также нас ограничивают конструкции окружающего нас мира, в котором мы сталкиваемся с многочисленными барьерами, ограничивающими нашу жизнь и препятствующими удовлетворению наших потребностей. Существующие практики и отношения к нам ограничивают наши возможности в различных сферах жизни: на работе, в школе, на отдыхе, в нашей личной и общественной жизни. Мощные стереотипные мнения укрепляются и далее через СМИ, книги, фильмы, искусство, язык. Многие люди с ограниченными возможностями свыкаются с негативным мнением о самих себе, что становится причиной низкой самооценки и отсутствия стремлений, отчего мы снова падаем в собственных глазах. Медицинская модель создает замкнутый круг зависимости и изоляции, вырваться из которого очень сложно.

Медицинская модель преобладает в учебных заведениях, где на нас смотрят как на людей, требующих особого подхода, как на людей не совсем полноценных, которых необходимо оценить и сделать как можно более нормальными.

Если посмотреть на проблему с другой стороны и признать право любого ребенка быть полноправным членом своего сообщества, которого ценят другие, то сначала необходимо оценить, что же "не так" со школой, и узнать, какие сильные стороны есть у ребенка. Такой подход основывается на социальной модели рассмотрения проблем инвалидности, в рамках которого барьеры, препятствующие полноценной жизни инвалидов, рассматриваются как факторы, ограничивающие возможности таких людей. Социальная модель основывается на разграничении понятий "нарушение" и "ограничение возможностей".

Социальная модель
Инвалиды - активные борцы за равные права и возможности.

Различные нарушения и хронические заболевания существуют и иногда они действительно являются причиной серьезных проблем для нас. Движение в защиту прав инвалидов состоит из самих инвалидов и людей, поддерживающих их, которые понимают, что инвалидов вне зависимости от типа нарушений часто ограничивает окружающий их мир. Мы считаем, что ситуация, в которой оказались инвалиды, и дискриминация инвалидов являются результатом социальных процессов и мнений. Дискриминация инвалидов никаким образом не связана с нашими нарушениями. Нам часто внушают чувство вины за то, что мы не такие, как все, зато, что мы отличаемся от других людей. Отличие состоит в том, что какая-то часть нашего тела либо нашего ума функционирует по-другому, чем у большинства людей. Это нарушение, но МЫ НЕ СТАНОВИМСЯ ИЗ-ЗА ЭТОГО МЕНЬШЕ ЛЮДЬМИ, ЧЕМ ОСТАЛЬНЫЕ. Но проблема заключается в том, что большинство людей не готовы воспринимать нас такими, какие мы есть. Из-за опасений, отсутствия знаний и предубеждений появляются барьеры и дискриминация, которые ограничивают наши возможности. Понимание происходящих негативных процессов помогает нам поверить в собственные силы и бороться за наши права. Движение в защиту прав инвалидов отстаивает свою точку зрения, согласно которой "вылечить" проблемы инвалидности можно через изменение общества. И в отличие от медицинских методов "лечения", которые направлены на отдельного человека и его нарушения, подобный подход более реалистичен и принесет пользу всем. Согласно социальной модели, проблемы каждого инвалида и всех инвалидов в целом возникают из-за сложной, комплексной институциональной дискриминации, которая также глубоко закрепилась в нашем обществе, как дискриминация по расовому или половому признаку.

Более того, стремление найти лишь медицинские способы решения проблемы не позволяет нам рассмотреть причины нарушений и ограничения возможностей. Если посмотреть на проблему шире, то очень часто нарушения возникают в результате жизни в агрессивных системах - в условиях голода, плохой экологии, эксплуатации труда, отсутствии мер безопасности, насилия и войн.

Очевидно, что такой подход не может не отразиться на нашей системе образования, особенно на начальной и средней школе. Предубеждение по отношению к инвалидам или к любым другим меньшинствам не передается по наследству. Они передаются через контакты с другими людьми, не имеющими объективных знаний и имеющих предрассудки. Таким образом, нам необходимо начать работу в школах с детьми, если мы хотим победить дискриминацию. Мы должны стремиться к интеграции всех детей в общую образовательную систему, вне зависимости от степени нарушений. Для эффективности интеграции необходимо четкое понимание разницы между медицинским и социальным подходом к решению проблем.

Медицинский и социальный подходы в школах

 

 

Медицинская модель Социальная модель
Ребенок неполноценный Каждый ребенок значимый
Диагноз Оценка сильных и слабых сторон самим ребенком и с помощью других людей
Навешивание ярлыков Выявление барьеров, поиск путей преодоления
Нарушение становится главным объектом работы Разработка программы, нацеленной на результаты
Оценка, мониторинг, назначение программ лечения Предоставление ресурсов для оказания обычных услуг
Дискриминация, особые услуги Обучение родителей и специалистов
Обычные потребности удовлетворяются во вторую очередь Поддержка взаимоотношений между людьми
Принятие в общество если ребенок "достаточно нормальный" ИЛИ Постоянная изоляция Признание особенностей ребенка, принятие его в общество
Общество не изменяется Общество развивается